x

Заказ звонка

Eng
В разработке
Баш
В разработке
GBP 97,4439
USD 75,0319
EUR 88,9578
CNY 11,1007
14.02.2017

«Почему бизнес Башкирии не хочет обсуждать касающиеся его вопросы». Статья в «Российской газете» об институте оценки регулирующего воздействия

«Почему бизнес Башкирии не хочет обсуждать касающиеся его вопросы». Статья в «Российской газете» об институте оценки регулирующего воздействия

Предпринимательское сообщество, причем не только Башкортостана, регулярно сетует на сложности, возникающие при ведении бизнеса. В СМИ постоянно появляются результаты социологических опросов, где в числе главных барьеров для предпринимателей называются административное давление, высокий уровень налогообложения и конкуренции, сложности с получением кредитных ресурсов для развития бизнеса, недостаток финансовых ресурсов, трудности с оформлением права собственности или аренды на недвижимое имущество, земельные участки и прочие. Знаменательная фраза «хватит кошмарить бизнес» повернула ситуацию: на всех уровнях — федеральном, региональных, муниципальных — стали появляться нормативно-правовые акты, стимулирующие развитие бизнеса. Налоговые каникулы, дотации, субсидии на старт-апы и многие другие меры поддержки уже стали обычным явлением.

Дальше — больше. В стране введено понятие оценки регулирующего воздействия различных законов и постановлений на деятельность бизнеса. Что это значит? Уже на стадии разработки, до принятия нормативно-правового акта, касающегося предпринимательства, он выносится на публичное обсуждение, и любой человек может внести свои предложения, которые обязательно будут учтены. И это не лукавство — программное обеспечение электронного документооборота просто не позволит дать ход бумаге, если хоть одно обращение останется без ответа.

Башкортостан уже в 2011 году вошел в число пилотных проектов, где работает оценка регулирующего воздействия (ОРВ) нормативно-правовых актов. За этот период на публичное обсуждение было вынесено порядка 900 нормативно-правовых актов, касающихся деятельности предпринимательского сообщества. Однако, по данным министерства экономического развития республики, со стороны предпринимателей поступает очень мало откликов и предложений. В чем причина того, что бизнес-сообщество неохотно идет на обсуждение важных для его развития нормативно-правовых актов? Они не знают о такой возможности, не верят в то, что их мнение будет услышано? Считают, что региональное законодательство мало влияет на бизнес или что-то иное?

По словам заместителя министра экономического развития Башкирии Людмилы Мизоновой, одна из значимых причин — недоверие бизнес-сообщества к данному процессу.

— Наши предприниматели до сих пор не осознают, что у них появился реальный инструмент для включения своих предложений, защиты интересов уже на стадии подготовки законопроекта. А ведь вносимые в законодательство изменения касаются их напрямую. Ведь зачастую в законопроектах рассматриваются такие вопросы, как увеличение стоимости разрешения на деятельность, повышение арендных ставок, размер субсидий на определенные виды деятельности и многое другое. Не проще ли сразу высказать свое мнение, внести предложение, чем потом сетовать на то, что законы пишутся не для них?

Яркий тому пример — ситуация в 2015 году с законопроектом об обязательной покраске кузовов легкового такси в республике в черный, желтый и белый. Вопрос активно обсуждался, но… на «кухонном» уровне. В итоге закон был принят, наи­более послушные перевозчики сменили цвет, затратив на это немалые деньги, основная же масса коммерсантов, работающих на этом рынке, ушла, что называется «в тень», подняв большой шум. В 2016 году «красочную» позицию исключили из закона. В результате, по словам заместителя председателя Госкомитета РБ по транспорту и дорожному хозяйству Азата Калимуллина, только за прошлый год количество выданных разрешений на этот вид деятельности выросло на 63 процента по сравнению с 2015 годом: с 996 до 1594.

Или взять проект федерального нормативно-правового акта по утверждению состава аптечек для морских судов, где нет штатного медика. На обсуждение был вынесен документ, где прописывалось, что в аптечке должно быть более 164 наименований медикаментов на сутки пути. Кроме стандартных бинтов и жгутов разработчики посчитали, что какой-нибудь катер должен быть оснащен 20 одноразовыми скальпелями, десятью стеклами для микроскопа и даже препаратом, применяемым после пересадки костного мозга! Стоимость меднабора с 5,5 тысячи рублей (цена старой аптечки) возросло до 31 тысячи рублей. И только после публичного обсуждения этот проект не стал обязательной нормой.

Еще один фактор, который мешает бизнесу проявлять активность в формировании собственного будущего и лоббировать свои интересы, — элементарная неосведомленность о такой возможности.

— Одна из задач, стоящих перед минэкономразвития, — повышение инвестиционной привлекательности региона. А для инвестора важен прежде всего благоприятный климат. Кто, кроме бизнес-сообщества, может сказать — что же нужно для развития? Поэтому, несмотря на то, что каждое ведомство само должно организовывать процедуру общественного обсуждения, этим занялось минэкономразвития, — говорит Людмила Мизонова. — Для этих целей был создан сайт regulation.bashkortostan.ru, на котором размещают проекты всех нормативно-правовых актов и любой желающий может оставить свои предложения. Кроме того, в конце прошлого года мы сформировали консультационый совет, куда вошли представители общественных организаций, таких как «Деловая Россия», «Опора России», ученые, бизнесмены. Уже состоялось два заседания, мы выработали алгоритм обмена информацией, взаимодействия. Начинаем работать по конкретным законопроектам. Ну а для удобства остальных предпринимателей создали группу в фейсбуке «Оценка регулирующего воздействия в Республике Башкортостан», где размещаем информацию о новых законопроектах.

Кроме того, в рамках деятельности республиканского проектного офиса по улучшению инвестиционного климата регулярно выезжаем в города и районы, проводим встречи с предпринимателями, рассказываем им о законодательных новшествах, приглашаем к обсуждению, часто дискутируем сразу там. Нам очень важна обратная реакция. И в этом году мы продолжаем активную работу в данном направлении.

По словам Людмилы Мизоновой, с этого года внедряется и процедура фактического воздействия на бизнес уже принятых законов: насколько они были эффективны или наоборот. Это позволит, во-первых, улучшить инвестиционный климат, во-вторых, повысить доверие бизнеса к власти.

компетентно

Денис Мусин,

генеральный директор Фонда развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан:

— К сожалению, у бизнес-сообщества низкая активность в вопросе участия в публичных обсуждениях законопроектов. И этому есть несколько объяснений. Во-первых, региональные законопроекты не затрагивают основные вопросы, которые беспокоят предпринимательское сообщество. Это налогообложение и бюджетная политика. Во-вторых, у предпринимателей нет уверенности, что их предложения будут учтены в окончательном варианте нормативно-правового акта. Есть большое количество примеров, когда на федеральном уровне законопроекты, вносимые в Госдуму, представляли на публичное обсуждение перед первым чтением, собирали предложения, но после данной процедуры разработчики просто полностью перерабатывали документ — вносили нормы, о которых вообще не шла речь при обсуждении. А вторичных публичных обсуждений законодательство не предусматривает. Согласитесь, такой формальный подход не добавляет энтузиазма вступать в дискуссии и выдавать какие-либо предложения. К тому же нужно учитывать, что нормативные акты министерства и ведомства разрабатывают не один месяц и делает это не один человек. А нам предлагают изучить законопроект и внести свои коррективы в течение нескольких дней, на что у предпринимателей нет ни сил, ни времени, ни лишних средств — для привлечения тех же экспертов. На мой взгляд, было бы целесообразно в обязательном порядке привлекать к публичному обсуждению общественные советы по предпринимательству, которые должны быть созданы при каждом муниципалитете. Это бы подняло статус советов: коммерсанты бы поверили, что к их мнению прислушиваются, на каждое их предложение поступает ответ. Люди должны понимать, что от них что-то зависит, что их мнение учтут. Только так мы сможем вернуть доверие предпринимателей к власти.

Азат Фазлыев,

президент Торгово-промышленной палаты Республики Башкортостан:

— Действительно, республика очень активно начала работу по ОРВ нормативно-правовых актов. Работает специальный портал regulation.bashkortostan.ru, на котором предпринимательское сообщество, да и любое заинтересованное лицо, может высказать свое мнение как о законопроектах, так и о действующих нормативных актах. Работа портала построена таким образом, что игнорирование выраженного на нем мнения невозможно. Словом, предпринимательское сообщество имеет возможность напрямую влиять на создание благоприятной среды для своей деятельности, становясь полноценным участником законотворчества. Это возможно делать, в том числе через Торгово-промышленную палату, которая входит в консультационный совет по вопросам оценки регулирующего воздействия при Республике Башкортостан, созданный Минэкономразвития РБ в конце прошлого года. В совет входит наиболее активная часть предпринимательского сообщества, которая готова защищать интересы бизнеса непосредственным образом. Основной функцией совета является обсуждение нормативных актов, затрагивающих наиболее острые вопросы бизнеса. Мы со своей стороны также настойчиво просим предпринимателей республики присоединиться к этому обсуждению, регистрироваться на портале regulation.bashkortostan.ru, выражать свое мнение лично через Торгово-промышленную палату. ОРВ нормативно-правовых актов — это средство для создания непосредственно бизнесом комфортных условий для своей деятельности. А для публичных органов — лакмусовая бумажка их адекватной работы, возможность правильно оценить вектор приложения усилий. Не все предприниматели верят в него как в реально работающий инструмент создания благоприятного инвестиционного климата. Однако, институт ОРВ в республике находится в стадии развития и предприниматели своими конкретными действиями «ломают» сложившиеся нигилистические стереотипы о невозможности влиять на эти процессы. Торгово-промышленная палата действует в этом направлении в унисон с бизнесом.

"Российская газета" 14.02.2017

Возврат к списку