x

Заказ звонка

Eng
В разработке
Баш
В разработке
GBP 87,6285
USD 66,2497
EUR 78,0753
CNY 96,8563

Методология

Методология включает в себя три ключевых элемента: систему показателей, принципы сбора и обработки данных, методику расчета результатов. При разработке методологии учтен опыт существующих отечественных и международных рейтингов и иных механизмов оценки инвестиционного климата.

Структура рейтинга

А. Регуляторная среда

  • Эффективность процедур регистрации предприятий
  • Эффективность процедур по выдаче разрешений на строительство
  • Эффективность процедур по регистрации прав собственности
  • Эффективность процедур по выдаче прочих разрешений и лицензий
  • Эффективность процедур по подключению электроэнергии

Б. Институты для бизнеса

  • Эффективность институтов, обеспечивающих защищенность бизнеса
  • Нагрузка на бизнес, связанная с проведением проверок
  • Степень прозрачности ведения бизнеса
  • Эффективность работы организационных механизмов поддержки бизнеса
  • Качество информационной поддержки инвесторов и бизнеса

В. Доступность ресурсов и качественной инфраструктуры

  • Качество и доступность инфраструктуры
  • Качество территориального планирования
  • Доступность земельных ресурсов
  • Качество и доступность финансовой поддержки
  • Качество и доступность трудовых ресурсов

Г. Эффективность поддержки МСП

  • Уровень развития малого предпринимательства в субъекте РФ
  • Качество организационной, инфраструктурной и информационной поддержки малого предпринимательства
  • Эффективность нефинансовой поддержки малого предпринимательства
  • Эффективность финансовой поддержки малого предпринимательства

Текущая параметризация по показателям, измеряемым вне Рейтинга

Сбор и первичная обработка данных

Получение информации по ряду показателей осуществляется путем проведения опросов предпринимателей и экспертов.

Выделяются три различных подхода к формированию выборки:

Показатели, оцениваемые путем экспертной оценки.

Для каждого региона формируется база из 35-40 экспертов на основании списков кандидатов, представленных деловыми объединениями («Опора России», ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия») и Агентством стратегических инициатив (АСИ).

Выборка респондентов для экспертной оценки формируется случайным образом из списка представленных кандидатов. Количество опрошенных респондентов каждому из регионов – не менее 20.

Показатели, оцениваемые путем опроса предпринимателей из общей генеральной совокупности.

Опрос по показателям, по которым нет специфических требований к респондентам, осуществляется с помощью многоступенчатой стратифицированной (квотной) выборки, представляющей качественную модель бизнеса региона в общем, а также репрезентирующей каждый регион по двум критериям – размер и отрасль предприятия.

Для каждого региона строится общая выборка предприятий на основе данных официальной региональной статистики о количестве действующих предприятий. В основу структуры выборочной совокупности закладываются два базовых критерия репрезентации: размер предприятия, определяемый по ФЗ числом сотрудников и годовым объемом выручки, а также отрасль, согласно коду ОКВЭД. Предприятия-респонденты выбираются по квотам случайным образом из базы данных предприятий "Спарк-Интерфакс". Принцип случайности отбора респондентов обеспечивается механическим путем внутри сформированной совокупности по каждому из регионов.

Объем базовой выборки составляет 300 респондентов на регион (максимальная статистическая погрешность составит 5,5%).

Показатели, оцениваемые путем опроса предпринимателей из специальных генеральных совокупностей.

Данная выборка формируется с помощью невероятностного отбора одноступенчатым способом.

Отбор осуществляется «целевым» (направленным) способом. Отбор респондентов осуществляется по критериям, описанным в гл. 5 Методологии - например, реальный опыт взаимодействия предпринимателей с органами власти по тем или иным вопросам либо получение определенных услуг, столкновение с определенными ситуациями и т.п.

Для каждой группы вопросов формируется базовая совокупность. При этом могут использоваться списки потенциальных респондентов, представленные деловыми объединениями («Опора России», ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия»), АСИ, а также федеральными, региональными и местными органами исполнительной власти, ведомствами, организациями, осуществляющими оцениваемые действия (например, регистрацию предприятий или подключение к электросетям).

Из заданной совокупности случайным образом опрашивается необходимое количество респондентов. При необходимости базовая совокупность может быть рекрутирована несколько раз.

Внутри каждой из базовых совокупностей осуществляется механический (систематический) отбор. Минимально возможное количество опрошенных при целевом отборе для каждого региона настоящего исследования – 25 респондентов (за исключением ситуаций, когда вся генеральная совокупность менее 25).

Методика расчета результатов

Во время проведения Рейтинга собираются исходные данные, необходимые для расчета результатов, например: данные по отдельным респондентам по какому-либо показателю по каждому субъекту РФ, статистические данные в натуральных величинах, оценки экспертов.

Уровни представления результатов Рейтинга.

После формирования массива исходных данных результат Рейтинга рассчитывается и представляется на четырех уровнях:

Уровень показателей – это сведенные и обработанные исходные данные, приведенные для каждого показателя к единой шкале от 0 до 100, где 0 – наихудшее возможное измерение, 100 – наилучшее. Например, балл за среднее время подключения к электросетям в субъекте РФ или балл за экспертные оценки интернет-портала об инвестиционной деятельности в субъекте РФ.

Уровень факторов – это взвешенные средние значения баллов по показателям, входящим в факторы. Например, балл за эффективность процедуры регистрации предприятий или за качество информационной поддержки инвесторов и бизнеса в отдельном субъекте РФ.

Уровень направлений – это взвешенные средние значения баллов по показателям, входящим в направление. Например, балл за регуляторную среду или балл за институциональную среду для конкретного субъекта РФ.

Уровень интегрального индекса – это сумма баллов по всем четырем направлениям Рейтинга.

Агрегирование.

Переходы от одного уровня представления данных к другому осуществляются путем агрегирования.Все переходы агрегирования можно разделить на два качественно разных этапа.

Этап 1: переход от собранных исходных данных к полному набору показателей по всем субъектам РФ в единой шкале (переход от уровня исходных данных к уровню показателей).

В собранных исходных данных может быть несколько характерных проблем:

В них могут быть выбросы (outliers);

Некоторые данные могут быть пропущены (быть недостаточного качества для использования).

Также области значений всех показателей достаточно сильно различаются и после всех дополнительных преобразований для удобства восприятия все их нужно привести к одной шкале 0-100-баллов:

0 – самый плохой, 100 – самый хороший;

В случаях, когда для показателя требовалось нормирование с использованием восстановленной плотности, ни один регион может не получить значения 0 или 100; эти значения присваиваются наихудшему и наилучшему результату по показателю с точки зрении плотности вероятности.

Таким образом, для перехода от собранных исходных данных к полному набору показателей по всем регионам в единой шкале необходимо пройти следующую последовательность шагов, стандартную для работы с данными в рейтингах:

  • Обработка выбросов в исходных данных;
  • Расчет показателей по формулам из приложения;
  • Восстановление пропущенных данных;
  • Изменение шкалы с учетом плотности распределения (для статистических и опросных числовых параметров) и приведение всех показателей к единой шкале пропорциональным масштабированием.

Обработка выбросов в исходных данных

Проверка на наличие выбросов осуществляется только для типа данных "опрос-числовые параметры". К таким показателям, например, относится среднее время регистрации юридических лиц или среднее количество процедур, необходимых для получения разрешений на строительство. Выбросами считаются ответы отдельных респондентов, которые отклоняются от медианного ответа больше чем на 2, 326 стандартных отклонения, что соответствует попаданию в 2% хвост стандартного нормального распределения. Отсчет стандартных отклонений от медианы ответов респондентов, а не от среднего, обусловлен тем, что при малом количестве ответов и экстремальных выбросах среднее значение заметно смещается в сторону выбросов. Это приводит к тому, что ответы, которые явно являются выбросами, могут не попадать в 2% хвост распределения.

Попадание в 2% хвост распределения не является жестким требованием для определения выбросов и может меняться в зависимости от характера полученных данных. Например, если при определении выбросов изначальным способом аналитик систематически обнаруживает ответы, которые явно являются выбросами, но не попадают в 2% хвост распределения, то имеет смысл увеличить зону выбросов, например, до 3% и оценить результат.

Расчет показателей

После обработки выбросов в опросных числовых данных, отдельные ответы респондентов (там, где они есть), агрегируются в единые цифры по показателю по субъекту РФ. Формулой является, например, расчет среднего времени подключения к электросетям по отдельным ответам на вопрос о времени подключения к электросетям. Ответы в натуральных величинах на вопрос о времени подключения к электросетям агрегируются в одну цифру для субъекта РФ – среднее время подключения к электросетям. По показателям удовлетворенности для каждого респондента, как правило, считается средняя оценка его удовлетворенности по различным критериям удовлетворенности. Затем аналогичные оценки, полученные для всех респондентов, усредняются (путем расчета арифметического среднего) и, таким образом, получается средняя оценка удовлетворенности по региону. Более подробное описание см. в документе «Таблица расчёта показателей».

Восстановление пропущенных данных

Исходные данные по некоторым субъектам РФ /показателям могут быть недостаточно качественными (например, количество респондентов в регионе ниже целевых значений, что серьезно повышает процент погрешности результата, большое количество ошибок в ответах респондентов и экспертов) или могут быть пропущены. Такие случаи необходимо обрабатывать особым образом.

Для целей единого подхода к расчету Рейтинга вне зависимости от причин отсутствия данных по какому-либо показателю у региона данные восстанавливаются по среднему перцентилю региона. Восстановленное значение используется исключительно для целей расчета Рейтинга, однако оно не является результатом региона по пропущенному показателю. Восстановленное значение не сообщается региону при раскрытии результатов Рейтинга (т.е. по пропущенному показателю в карточке региона ставится прочерк).

Для восстановления пропущенных данных по среднему перцентилю необходимо пройти следующие шаги.

Сначала для региона А, у которого имеются пропущенные данные, определяются все показатели с имеющимися данными. По каждому такому показателю Х рассчитывается перцентиль региона А. Он равен отношению количества регионов с результатами, которые хуже чем у региона А по показателю Х, к количеству регионов с имеющимися данными по показателю Х (за исключением региона А). Таким образом, если у региона наилучший результат по показателю, то его перцентиль по этому показателю равен 100%. В противоположной ситуации, если регион показал самый низкий результат, то его перцентиль по рассматриваемому показателю будет равен 0%.

После определения перцентиля по каждому показателю с имеющимися данными для региона А рассчитывается средний перцентиль как среднее арифметическое по перцентилям отдельных показателей.

Далее средний перцентиль используется для восстановления данных. По всем пропущенным показателям региона А данные восстанавливаются таким образом, чтобы перцентиль региона А по каждому пропущенному показателю равнялся его среднему перцентилю.

Использование процедуры восстановления данных является корректным только при небольшом количестве пропущенных данных. По отдельно взятому региону данные могут быть пропущены по не более 6% показателей (при 50 показателях данные могут быть пропущены по 3 показателям). В противном случае необходимо рассмотреть вопрос о дополнительном сборе данных по пропущенным показателям или исключении региона из Рейтинга.

Аналогично, по отдельному показателю данные могут быть пропущены не более чем в 6% регионов (при 85 регионах данные могут быть пропущены в 5 субъектах РФ по отдельному показателю). В противном случае необходимо рассмотреть вопрос о дополнительном сборе данных по пропущенным регионам или исключении показателя из Рейтинга.

Приведение всех показателей к единой шкале пропорциональным масштабированием

В последнем шаге первого этапа агрегирования все значения показателей приводятся к шкале от 0 до 100 при помощи пропорционального линейного масштабирования. При этом 100 баллов соответствует наилучшему результату, а 0 – наихудшему. Если по показателю известны теоретические границы (т.е. минимально и максимально возможные значения), то к нему применяется преобразование

x_norm=100∙(x-x_min)/(x_max-x_min ),

если показатель является возрастающим , и преобразование

x_norm=100-100∙(x-x_min)/(x_max-x_min ),

если показатель является убывающим . Обычно данное преобразование применяется к показателям типа "опрос-удовлетворенность" и "экспертная оценка".

Если же по показателю теоретические границы не известны, то к нему применяется несколько иное линейное преобразование

x_norm= 100((x-minX)/(maxX-minX )∙(¯x-▁x)+▁x),

если показатель является возрастающим , и преобразование

x_norm= 100-100((x-minX)/(maxX-minX )∙(¯x-▁x)+▁x),

если показатель является убывающим.

Здесь minX и maxX - выборочные минимум и максимум значений показателя (по всем регионам), а ▁x и ¯x – значения оцененной функции распределения показателя в точках min⁡X и max⁡X соответственно. Данное преобразование обычно применяется для показателей типа "опрос - числовые параметры" и для статистических показателей

Этап 2: расчет взвешенного среднего или суммы для всех остальных переходов между уровнями представления информации (от показателей к факторам, от факторов к направлениям, от направлений к интегральному индексу).

Для расчета значений факторов, направлений и интегрального индекса используются веса показателей.

Выбор весов для показателей производится группой экспертов.

Коллективный выбор группы экспертов формируется с помощью формальных процедур голосования (процедуры Шульце) и ограничений на распределение дискретных весов. Ограничения способствуют выделению наиболее значимой группы показателей.

С помощью этих весов взвешенным средним рассчитываются:

Из баллов показателей – баллы факторов;

Из баллов показателей – баллы направлений.

Интегральный индекс рассчитывается как сумма индексов по направлениям, и таким образом, ограничен шкалой от 0 до 400.

Контактная информация

Тувалбаева Альфия Римовна

Начальник управления инвестиционной деятельности

E-Mail: tuvalbaeva.a@bashkortostan.ru

Телефон: +7 (347) 280-87-27

Верещагина Светлана Михайловна

Начальник отдела инвестиционного развития

E-Mail: vereshchagina.s@bashkortostan.ru

Телефон: +7 (347) 280-87-39

В республике запускаются новые инвестиционные проекты в области сельского хозяйства и туризма на общую сумму более 1 миллиарда рублей

21 сентября 2018 года состоялось заседание Комиссии по рассмотрению и отбору инвестиционных проектов для включения в Перечень приоритетных инвестиционных проектов Республики Башкортостан. Мероприятие прошло под руководством заместителя министра экономического развития Республики Башкортостан, заместителя председателя Комиссии Гульнары Шафиковой при участии руководителей республиканских органов исполнительной власти, муниципальных образований на территории которых планируется реализация проектов, представителей АО «Корпорация развития Республики Башкортостан», а также руководителей предприятий, реализующих инвестиционные проекты в РБ.

21.09.2018 Подробнее

Перенимаем опыт: представители Минэкономразвития РБ посетили Воронежскую область для обмена опытом в сфере инвестиционного развития регионов

В целях изучения лучших практик в рамках участия в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации представители Министерства экономического развития Республики Башкортостан, занимающиеся вопросами инвестиционного развития региона, 18 сентября 2018 года совершили деловую поездку в Воронежскую область.

19.09.2018 Подробнее

Рустэм Марданов подвел итоги Восточного экономического форума в эфире телеканала БСТ

36 миллиардов рублей инвестируют в строительство завода по производству кальцинированной соды на территории Стерлитамакского района. Документ об инвестиционных намерениях подписали министр экономического развития РБ Сергей Новиков и руководитель проекта ООО «ТАУРУС» Олег Васильев во время Восточного экономического форума.

18.09.2018 Подробнее

В республике планируется создать инфраструктуру для жидких удобрений

Рабочая программа первого дня Восточного экономического форума Премьер-министра Правительства РБ Рустэма Марданова и министра экономического развития РБ Сергея Новикова завершилась встречей с генеральным директором ООО «ФосАгро-Регион» Андреем Вовк.

11.09.2018 Подробнее